Приложение 1.
к Самоанализу деятельности
МОУ ДО «Большесельский ЦРТ»
за 2019 – 2020 учебный год
Самоанализ деятельности педагога – психолога
МОУ ДО Большесельский ЦРТ за учебный год (2019г. – 2020 г.).
Согласно целям образовательного учреждения педагог-психолог в своей работе решает следующие задачи:
1. Развитие творческих способностей обучающихся.
2. Удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном развитии и совершенствовании.
3. Психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребёнка (по запросу родителей).
4. Укрепление психологического здоровья обучающихся и педагогов.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности работа ведется по основным направлениям: диагностическое, развивающая работа и психологическая коррекция; психологическое просвещение и психопрофилактика; психологическое консультирование.
Диагностика.
Диагностическая деятельность представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей детей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для развивающей деятельности).
В ходе диагностической работы на занятиях и индивидуально с дошкольниками применяются методики:
-«Домик», «Десять картинок», «Десять слов» (Объём кратковременной зрительной памяти и скорость запоминания);
-«Копирование точек» (произвольность внимания),
-«Перепутанные линии» – устойчивость внимания (источник Е. В. Доценко «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях»).
Для диагностики общего интеллектуального развития дошкольников были использованы следующие методики:
- Запомни картинки (исследование непроизвольной зрительной памяти).
- Запомни рисунки (объём кратковременной зрительной памяти).
- "Лесенка"
На занятиях использовалась методики:
- диагностика эмоционального настроения: «Рисунок в круге "(Л. Мардер), «Поделись улыбкою своей» (Л. В. Свешникова), «Ромашка настроения»
(Л. В. Свешникова);
- тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.), «Рисунок человека».
Для индивидуальных занятий использовались методики:
· «Рисунок семьи».
· «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.).
· Методика определения ребёнком эмоциональных состояний человека» (Н. Д. Денисова)
Проективные методики:
· «Рисунок в круге» (Л. Д. Мардер )
· Авторские сказки Н. Н. Амбросьевой, Т. Д. Зинкевич- Евстигнеевой.
· «Страхи в домиках» (Панфилова М. А. «Игротерапия общения»).
II. Развивающая работа и психологическая коррекция.
Проводится, как групповая так и индивидуальная психокоррекционная работа по направлениям:
- развивающая работа в процессе освоения детьми дополнительных образовательных программ: «Школа будущего первоклассника» и «Школа раннего развития»;
- развивающая работа по коррекции проблем в развитии воспитанников;
- развивающая работа по преодолению психологических трудностей в развитии;
- развивающая работа по расширению творческих способностей;
-развивающая работа по коммуникативным практикам;
- профориентационная работа.
В течение года проводились занятия следующей направленности :
1. Занятия с обучающимися по повышению мотивации обучения;
развитию познавательных интересов и основных психических процессов;
умению взаимодействовать с другими детьми; развитие уверенности, снижению уровня тревожности.
2. Проведение индивидуальных занятий с детьми по запросам родителей, педагогов
3. Индивидуальные занятия с детьми по развитию общих психических процессов.
Программы способствовали развитию у детей основных психических процессов (память, внимание, мышление, произвольность запоминания, анализ и т.д.), способности к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения. В программе используются занятия с элементами творчества. Используются техники арт-терапии: марания, штриховка, каракули, монотипия, коллаж. Применяются методы сказкотерапии (сочиняем сказку, сказка по кляксе и т. д.), игротерапии.
4.Индивидуальные и групповые занятия с подростками по профориентации.
5. Групповые и индивидуальные занятия с детьми по развитию творческих способностей.
6. Групповые и индивидуальные занятия с детьми по развитию коммуникативных навыков.
В работе используются разнообразные виды игр: пальчиковые, игры на развитие памяти, внимания, познавательной активности; коммуникативные игры.
Психопрофилактика и психологическое просвещение.
Психологическое просвещение – знакомство педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; формирование потребности в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в развитии собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в учреждении дополнительного образования.
Психологическое просвещение родителей:
1. В течение года родители регулярно помогали детям выполнять домашние задания, что является важным условием включения взрослых в совместную деятельность с ребёнком. Поддержка значимых взрослых способствует улучшению психологического благополучия ребёнка и развитию гармоничной личности.
По итогам занятий в течение года проводились индивидуальные и групповые консультации.
Психологическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах возрастного развития, соблюдение в учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, предупреждение возможных осложнений в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.
Проводимые в течение года консультации в основном касались проблем детско-родительских отношений и развития ребёнка; проблем адаптации ребёнка в детском саду, школе; психологической готовности ребёнка в школе; проблем взаимодействия педагога со сложными детьми, перехода на электронную форму обучения.
Анализируя всё выше сказанное можно сделать вывод, что в нашем Центре созданы благополучные условия для гармоничного развития личности воспитанников. Все формы работы педагогического коллектива, включение психолога в образовательный процесс способствуют созданию положительного психологического климата в учреждении и являются основой для охраны и укрепления психического здоровья воспитанников.
По итогам получения обратной связи от родителей в будущем учебном году необходимо проводить как детско-родительские занятия, так и отдельные просветительские занятия для родителей, где они могут получить дополнительную информацию о развитии и воспитании ребёнка.
Психолог Соколова Ю.Н.