Приложение 1.

к Самоанализу деятельности

МОУ ДО  «Большесельский ЦРТ»

за 2019 – 2020 учебный год

Самоанализ   деятельности педагога – психолога

МОУ  ДО  Большесельский  ЦРТ  за  учебный  год  (2019г. – 2020 г.).

 

 Согласно целям образовательного учреждения педагог-психолог в своей работе решает следующие задачи:

1.     Развитие творческих способностей обучающихся.

2.     Удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном развитии и совершенствовании.

3.     Психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребёнка (по запросу родителей).

4.     Укрепление психологического здоровья обучающихся и педагогов.

            Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности работа ведется по основным направлениям: диагностическое, развивающая работа и психологическая коррекция; психологическое просвещение и психопрофилактика; психологическое консультирование.

Диагностика.

            Диагностическая  деятельность представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей детей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для развивающей деятельности).

            В ходе диагностической работы на занятиях и индивидуально с  дошкольниками применяются методики:

-«Домик», «Десять картинок», «Десять слов» (Объём кратковременной зрительной памяти и скорость запоминания);

 -«Копирование точек» (произвольность  внимания),

 -«Перепутанные линии» – устойчивость внимания (источник Е. В. Доценко «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях»).

 Для диагностики общего интеллектуального развития дошкольников были использованы следующие методики:

- Запомни картинки (исследование непроизвольной зрительной памяти).

- Запомни рисунки (объём кратковременной зрительной памяти).

- "Лесенка"

На занятиях использовалась методики:

- диагностика эмоционального настроения: «Рисунок в круге "(Л. Мардер), «Поделись улыбкою своей» (Л. В. Свешникова), «Ромашка настроения»

(Л. В. Свешникова);

- тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.), «Рисунок   человека».

Для индивидуальных занятий использовались методики:

·        «Рисунок семьи».

·        «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.).

·        Методика определения ребёнком эмоциональных состояний человека»  (Н. Д. Денисова)

Проективные методики:

· «Рисунок в круге» (Л. Д. Мардер )

·  Авторские сказки Н. Н. Амбросьевой, Т. Д. Зинкевич- Евстигнеевой.

·  «Страхи  в  домиках» (Панфилова М. А. «Игротерапия общения»).

II. Развивающая работа и психологическая коррекция.

Проводится, как групповая так и индивидуальная психокоррекционная работа по направлениям:

- развивающая работа в процессе освоения детьми дополнительных образовательных программ: «Школа будущего первоклассника» и «Школа раннего развития»;

- развивающая работа по коррекции проблем в развитии воспитанников;

- развивающая работа по преодолению психологических трудностей в развитии;

- развивающая работа по расширению творческих способностей;

-развивающая работа по коммуникативным практикам;

- профориентационная работа.

В течение года проводились занятия следующей направленности :

1. Занятия с обучающимися по повышению мотивации обучения;

 развитию познавательных интересов и основных психических процессов;

умению взаимодействовать с другими детьми; развитие уверенности, снижению уровня тревожности.

2. Проведение индивидуальных занятий с детьми по запросам родителей, педагогов

3. Индивидуальные занятия с детьми по развитию общих психических процессов.

           Программы способствовали развитию у детей основных психических процессов (память, внимание, мышление, произвольность запоминания, анализ и т.д.), способности к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения. В программе используются занятия с элементами творчества. Используются техники арт-терапии: марания, штриховка, каракули, монотипия, коллаж. Применяются методы сказкотерапии (сочиняем сказку, сказка по кляксе и т. д.), игротерапии.

4.Индивидуальные и групповые занятия с подростками по профориентации.

5. Групповые и индивидуальные занятия с детьми по развитию творческих способностей.

6. Групповые и индивидуальные занятия с детьми по развитию коммуникативных навыков.

           В работе используются разнообразные виды игр: пальчиковые, игры на развитие памяти, внимания, познавательной активности; коммуникативные игры.

  Психопрофилактика и психологическое просвещение.

           Психологическое просвещение – знакомство педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; формирование потребности в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в развитии собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в учреждении дополнительного образования.

Психологическое просвещение родителей:

1.     В течение года родители регулярно помогали детям выполнять домашние задания, что является важным условием включения взрослых в совместную деятельность с ребёнком. Поддержка значимых взрослых способствует улучшению психологического благополучия ребёнка и развитию гармоничной личности.

По итогам  занятий  в течение года проводились индивидуальные и   групповые консультации.

           Психологическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах возрастного  развития, соблюдение в учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, предупреждение возможных осложнений в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.

           Проводимые в течение года консультации в основном касались проблем детско-родительских отношений и развития ребёнка; проблем адаптации ребёнка в детском саду,  школе; психологической готовности ребёнка в школе; проблем взаимодействия педагога со сложными детьми, перехода на электронную форму обучения.

           Анализируя всё выше сказанное можно сделать вывод, что в нашем Центре созданы благополучные условия для гармоничного развития личности воспитанников. Все формы работы педагогического коллектива, включение психолога в образовательный процесс способствуют созданию положительного психологического климата в учреждении и являются основой для  охраны и укрепления психического здоровья воспитанников.

           По итогам получения обратной связи от родителей в будущем учебном году необходимо проводить как детско-родительские занятия, так и отдельные просветительские занятия для родителей, где они могут получить  дополнительную информацию о развитии и воспитании ребёнка.

Психолог                                                    Соколова Ю.Н.

Страница обновлена 18.06.2020